На сегодняшний день, также как и на протяжении последних 50 лет, именно вахтовый способ организации трудовой деятельности является экономически эффективным и оправданным на современном производстве в труднодоступных, малонаселенных районах, в горной местности страны и находящемся на значительном удалении от постоянного места проживания работников.
Работа вахтой на Севере предоставляется для вахтового персонала нефтегазодобывающих, строительных, лесозаготовительных предприятий, а также на предприятиях железнодорожного транспорта.
Основным отличием вахтового метода от прочих форм организации трудового процесса на предприятии является соблюдение факта того, что рабочие не имеют практической возможности ежедневно возвращаться в места своего постоянного проживания, а сами работы производятся на удаленном расстоянии.
При этом, весь сменный персонал предприятия или компании, на весь период вахты (согласно вахтового графика – 15/15, 30/15, 30/30, 45/30, 60/30), проживает в специальных вахтовых поселках, которые создаются за счет средств работодателя вахтовой работы и предельно адаптированы к естественным условиям проживания человека. Речь не ведется об отелях 3-5 звезд, имеется в виду приближенно к естественным условиям…
А порой там предлагаются такие условия, что можно позавидовать и некоторым домашним питомцам или животным, хозяева которых, предоставляют им лучшие условия для существования нежели прямые работодатели вахты своим работникам.
Хотя работодатели должны понимать, что залог успешной трудовой вахты заключается не только в высокой квалификации персонала, но и весомо зависит от той социальной среды, которая предоставляется вахтовику.
На протяжении многих лет, каждый работодатель, отправляя сплоченный коллектив вахтовиков производство работ в районы Крайнего Севера, компенсировал за свой счет все расходы, связанные с непосредственным проездом к месту сбора, а также, к месту работы и обратно. Чего не скажешь о дне сегодняшнем…
Такая норма и была предусмотрена постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12. 1987 г. под номером 794/33-82. Кто знает, что возможно и до сегодняшнего дня все так бы и продолжалось, если бы в недалеком 1999 году Верховный Суд Российской Федерации не признал эту норму частично недействительной. С того момента за счет работодателя должны оплачиваться лишь расходы, связанные с проездом только от места сбора (это может быть само местонахождение компании, или ее головного офиса) до места непосредственного производства работ и не более того.
Это Решение Верховного Суда РФ от 17.12.1999 г. № ГКПИ99-924 и связано оно именно с налогами предприятия. Давайте немного вникнем в тему. Дело в том, что оплата работнику проезда от пункта сбора к месту выполнения работ признается как компенсационная выплата и на основании п. 3 ст. 217 и п. 2 ст. 238 Налогового Кодекса не подлежит обложению «зарплатными» налогами.
А сами же расходы на проезд от постоянного места жительства вахтовика до пункта сбора рассматриваются налоговым законом как получение дохода физическим лицом - работником (подп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового Кодекса). Именно эти компенсируемые суммы в общем порядке облагаются НДФЛ. Ко всему, с этой суммы работодателя обязывают уплатить и единый социальный налог.
Вот почему мы имеем на сегодняшний день то, что имеем. И решения суда изменить мы не можем. От этого и будем отталкиваться. Некоторые работодатели отказываются даже оплачивать дорогу первой вахты независимо даже, что она от пункта сбора. Все со второй вахты, но на вторую вас могут уже и не взять. Но не будем о плохих работодателях работы вахтовым методом…
Получается, что работодатель обязан согласно тому же Закону, компенсировать все расходы на проезд от места сбора к месту выполнения работ и обратно. Эти суммы порой могут достигать больших цифр и желательно, чтобы вы уточняли данный нюанс при подписании трудового вахтового договора при трудоустройстве на вахту.
Но, хитростям стороны, предоставляющей работу вахтой на Севере, нет предела. Мало того, что сегодня они стараются возместить расходы только по стоимости проезда в плацкартном вагоне, так они еще умудряются делать места сбора в непосредственной близости самого производства.
К примеру, если компания московская, пунктом сбора выступает не столица, а скажем город Тюмень или Сургут. Вот и представьте себе расходы человека с южной полосы страны или ближнего зарубежья (Украина, Беларусь) до этих городов. И все они лягут в полном объеме на плечи соискателя.
А представители компании возместят расходы от того же Сургута или Тюмени к месту выполнения работ. Данные расходы можно и не сравнивать, и так ясно – небо и земля… Жаль, что выполняя тяжелую работу вахтой на Севере страны, мы в итоге не получим соответствующий заработок. Это будут лишь сущие копейки, которые можно было бы и заработать по месту проживания, но ведь и здесь нет рабочих мест. Замкнутый круг.
И в этом круге зарабатывают все, кроме основных трудовых ресурсов. Которых просто используют для своих благ. Единственным способ хоть как-то обезопасить себя является правильно составленный (юридически грамотно)вахтовый договор, в котором будет все отражено: от размера заработной платы, до выполняемых обязанностей, оговорены условия и компенсация проезда, проживания и питания, а также приложен и сам вахтовый график.